Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда принимает участие в реализации программы «Доступная среда» (согласно постановления Администрации Зерноградского района от 28.10.2013 г.,№ 752., от 24.11.2014 г.№ 680″) 1. Нормативно – правовые документы:
Выполнение мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»
Электронные аукционы:
1. № 0358300426714000022 от 31.10.2014 г. Приобретение оборудования в связи с выполнением мероприятий по реализации государственной программы «Доступная среда» ;
2. №0358300426714000021 от 29.10.2014 г. Выполнение мероприятий по обеспечению архитектурной доступности реализация государственной программы «Доступная среда»
Созданы условия для обучения и пребывания детей-инвалидов в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда.
– архитектурная доступность: пандус, звуковое оповещение, световое оповещение, тактильная плитка, поручни, оборудован специализированный санузел, кабинет ЛФК;
– условия для обучения:
Аппаратно- программный комплекс для детей ОПА(ДЦП): 1. 23″ дисплей, ПК с веб-камерой HD разрешения, с кодеком ВКС для видеоконференцсвязи 2. Специализированный программно-технический комплекс ( стационарное рабочее место) для ученика с нарушениями опорно-двигательного аппарата ИНТЕРАКТИВЫЙ УЧЕБНО-РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС с интерактивной доской и проектором 3. Джойстик компьютерный адаптированный Optima 4. Клавиатура адаптированная с крупными кнопками и крупными буквами Clevy 5. Накладка на клавиатуру Clevy
Аппаратно- программный комплекс для слабовидящих детей: 1. Специализированный программно-технический комплекс ( стационарное рабочее место) для ученика с ограниченными возможностями здоровья по зрению с интерактивной доской и проектором 2. Программа экранного доступа, с увеличением, речью и поддержкой Брайля 1 шт SuperNova 3. Клавиатура адаптированная с крупными кнопками и крупными буквами Clevy 4. Накладка на клавиатуру Clevy 5. Портативный тифлоплеер Milestone для чтения аудио книг 6. Электронный ручной видеоувеличитель ( ЭРВУ) Аппаратно- программный комплекс для слабослышаших: 1. Специализированный программно-технический комплекс ( стационарное рабочее место) для ученика с ограниченными возможностями здоровья по слуху с интерактивной доской и проектором 2. БЕСПРОВОДНАЯ ИК-АУДИОСИСТЕМА РАВНОМЕРНОГО ОЗВУЧИВАНИЯ КЛАССА -1 шт. REDCAT 3. FM- передатчик 4. FM- приемник
Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда
Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Доступная среда» обеспечивает: – создание в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); – социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении; – реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Основные задачи программы «Доступная среда»:
1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1.1 Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
1.2 Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
1.3 Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
2.1 Сориентировать коллектив на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2.2 Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
2.3 Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
3. Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
3.1 Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда для детей с ОВЗ.
3.2 Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
– позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
– обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами,
-участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня;
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: – развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; – реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; – оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других микрорайонах города.
Рекомендации учителям:
• Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы.
Работа с родителями
Информация об использовании закупленного оборудования в обучении и коррекционной работе с детьми-инвалидами
Интерактивное оборудование установлено в кабинете математики № 45, кабинете начальных классов № 9.
Учителем математики Манаенко Т.В. интерактивное оборудование используется на различных этапах урока: – при проверке домашней работы (исправление ошибок «красным пером» на экране); – при проведении устного счета, разминки (мультимедийные презентации); – при объяснении нового материала (использование различных инструментов: циркуля, линейки, транспортира), например, построение многоугольников, графиков функций с помощью шаблонов, заложенных в программе Activ Inspis; – при оформлении экрана (использование различных тем, коллекций изображений, различных сеток для координатных плоскостей); – при закреплении изученного материала: решение на доске (редактор формул), использование функции перевода рукописного текста в печатный; – при контроле знаний: использование «шторки, закрывающей готовые ответы для самоконтроля»; – при подведении итогов работы на уроке (использование нескольких слоев); – при проведении рефлексии (рисунки, дизайн экрана, схемы, таблицы, диаграммы, звуки, аппликации). При работе над проектами с учениками ведется работа в режиме большого планшета; поиск информации в Интернете, обработка информации с помощью возможностей интерактивной доски. При работе со слабоуспевающими и сильно успевающими учениками важен выход в Интернет и проведение онлайн-тестирования. Использование документ-камеры позволяет при проверке домашней работы, при демонстрации опорных конспектов. Использование аудио – системы позволяет детям со сниженным уровнем слуха свободно воспринимать информацию во время учебного процесса, во внеклассных мероприятиях по предмету (игры, конкурсы, викторины). Учитель начальных классов Золотухина Т.Е. применяет интерактивную доску на всех этапах урока: при объяснении и закреплении нового материала, повторении и проверке его усвоения. Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач, и на уроке воспроизвести и прокомментировать решение. Для урока русского языка делается заготовка, в которой пропущены буквы, ключевые слова. Ученики заполняют пропуски, комментируют свою работу и формулируют правило. Часто используется интерактивная доска для проведения устного счета, например, для повторения таблицы умножения, порядка действий в сложных выражениях, преобразования величин. Большую помощь учителю оказывает интерактивная доска при организации самостоятельной работы учащихся. Учащиеся выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи или упражнения и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски. Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках технологии. Например, можно заранее заготовить чертежи, поэтапно показать план работы по изготовлению поделки, а во время самостоятельной работы использовать их, то есть выполнять работу по плану.